Советы начинающим фрилансерам

Всем привет! В этой статье собраны некоторые советы начинающим фрилансерам, надеюсь они окажутся полезными.

советы начинающим фрилансерам

 

Идеальной истории успеха нет, но всегда может быть некий регламент или свод правил, который большинство людей в той или иной области может посчитать целесообразным с позиции большей вероятности получения необходимого. Для фриланса, с его нестабильностью и неоднозначностью, все эти аспекты актуальны вдвойне.

Нет шаблонным ответам

Может быть SEOшники (не в обиду последним) и иные граждане считают, что хорошо нанять «школьников», или самому написать «идеальное» продающие предложение и жмакать его на каждой площадке. Экономит время. Кто бы там что не писал, есть конверсия. Лихо 50 ответов, 1 сработал — достаточно, работаем.

Мой вывод иной – никому не рекомендую так делать. Лучше пишите 50 хороших заявок в неделю, на 1 площадке, по 10 штук в день, если то позволяет ваш ресурс. 45 не сработает, 5 сработает – будете иметь хороший результат к концу месяца. Всегда стоит как минимум поверхностно вникать в суть задачи, сразу задавать вопросы если они имеются, уточнять у сотоварищей, если они у вас есть, есть ли у них вопросы. Если просят указать цену – указывайте, даже если описание скупое и мало деталей. Тоже со сроком. Не сильно деталей хватает – запросите. Не знаете, что указать – обдумайте ценник на позицию типовой услуги, скажем «интернет-магазин», «лендинг», «корпоративный портал» и указывайте цену ОТ с запасом скажем в 1/2 или 1/3 суммы, или сколько вам понравится.

Техническое задание

Нет ТЗ? Не запрашивайте его в лоб. Если его нет, то значит его нет. Стоит либо аккуратно уточнить о его наличии и попутно предложить его составление за небольшие деньги совместно, либо ограничиться сугубо последним. Оставите запрос там, где его нет, исходя из соображений «мне не нравится этот тип, проект без ТЗ…» – не получите ответа с большой вероятностью, да и если вам «не нравится этот тип», то ответ лучше не оставлять. Всегда. Об этом далее.

«Мне не нравится этот тип»

Вам не нравится заказчик? Описание проекта? Аватарка? Отзыв? Что-то ещё? Забудьте об этом проекте и ищите другой, не зависимо от того какая там сумма. Может это мистическое совпадение, или чистая случайность, называйте как хотите, но по сотрудничество по такого сорта проектам на какой-то стадии, зачастую не начальной, всегда, абсолютно всегда, кончается плохо по совершенно порой не очевидным на стадии рассмотрения проекта причинам. Универсального метода работы с такими людьми нет.

Оперативность реакции

Отслеживайте в режиме реального времени проекты на фриланс-биржах или кого-то из сотоварищей озадачьте это задачей за небольшой % с каждой таковой, что уйдёт в оборот. Старайтесь максимально оперативно написать ответ на интересные вам проекты, без при этом, повреждения их качества.

Если человек указал почту, телефон, skype – наберитесь наглости и напишите ему. В особенности если он то явно просит сделать. Бытует мнение, что так делать не стоит, это не культурно и т.д. Скажу так – однозначного ответа на этот вопрос я для себя не нашёл. Все люди ведут себя по разному. Кто-то реагирует, кто-то отвечает, кому-то такой подход не нравится. Зачастую вы сразу можете договориться и получить оперативный ответ или отказ, скажем если бюджет не устроил и не терять более время. Кому-то нравится подискутировать и вообще пообщаться обо всём по телефону, даже если вы сами ему позвонили, кто-то не выносит такое по определению. Какой здесь формат подойдёт именно вам можно установить только опытным путём.

Если ответов в проекте уже >=10 – не оставляйте заявку, если у вас не портфолио на 1000 работ и не +600 отзывов конечно. Если у заказчика указано имя – обращайтесь к нему по имени. Несколько выделитесь только уже благодаря этому на фоне шаблонных заявок.

Бюджет и деньги

Определите для себя минимальную ставку и никогда не опускайтесь ниже неё. На начальной стадии набора опыта и отзывов можно несколько демпинговать, но в конечном итоге стоит застолбить это правило и не отклоняться от него. Оставьте «мелкоправочников» голодным студентам. Сбережёте свои нервы и нервы заказчика, который рассчитывает на иную категорию исполнителей и дадите подзаработать тем, кому это действительно нужно.

Если заказчика не устраивает бюджет и вы не можете с ним договориться – забудьте про него и не торгуйтесь. Идите дальше.

Если работаете в команде, особенно распределённой – возьмите за правило, что цену определяет исполнитель. Ставки и интересы у всех могут быть разные. Нет никакой рыночной цены. Можно сделать интернет-магазин на OpenCart за 20000 рублей, а можно за 100000, а можно столько и более потратить только на лицензию на 1С-Битрикс, при той же задаче. Заведите себе стандартную формулу и плюсуйте все остальные проценты поверх. Если цену уже определил заказчик – разложите её по своей формуле на части. Не указывайте на биржах СНГ цену за час. Только фиксированную.

Есть сомнения в цене и прочем – обсудите с сотоварищами. Нет ясности по сути задачи – заранее обговорите с заказчиком возможность её расширения в процессе.

Заведите себе все популярные реквизиты и идентифицируйтесь на площадках и в системах. QIWI, Yandex.Money, карту/счёт в сбербанке, WebMoney, Skrill/PayPal, Payoneer (для иностранных заказчиков).

Аванс или сделка через ресурс

Не важно планируете вы только начать свой путь фрилансера или продолжить и как часто вы видите сообщения «работаем без предоплат» и насколько они соответствуют действительности – это правило стоит соблюдать железно, если не хотите проблем и потери времени зря – всегда берите аванс в 30-50% за любую задачу, или проводите сделку через СБР и его аналоги. Если заказчика такие условия не устраивают – лучше найдите другого. Если проект крупный – разбивайте его на логические этапы по тому же принципу.

Если работаете в неформальной команде, то все деньги стоит собирать на одних реквизитах, у одного человека и они должны быть всем известны. Расчёт внутри команды рекомендую проводить сугубо по факту сдачи задачи и получения всех средств.

Дедлайн наше всё

Озвучили срок – укладывайтесь, даже если вы работает с крайне лояльным заказчиком. Для надёжности всегда берите срок с запасом в несколько дней-неделю, озвучивайте его заказчику, а себе ставьте и своим людям ставьте без запаса. Не перегружайтесь, если срок горит. Да это опасно для репутации и общей картины, но ваши победоносные 20 часов онлайн в сутки не гарантируют положительного результата, а недосып и иные проблемы заработаете железно. Есть вещи важнее работы.

Раз в 1-3 дня проводите подробное обсуждение в skype, формальную часть фиксируйте в двух словах в вашем трекере.

Менеджер (трекер) задач

Фиксируйте все задачи, всю информацию, в одном месте, в особенности если работаете в команде. Воспользуйтесь любой популярной CRM и пишите всё туда. Дайте по возможности ограниченный специализированный доступ к заказчику, чтобы он мог следить за формальной стороной процесса.

Если у вас команда – попросите её всё фиксировать там. Сделайте авто-импорт проектов с площадок прямо к вам в трекер, дополнительно фильтруйте их, пусть люди просматривают поток проектов, подпишутся на RSS и рассылку интересных им проектов по тэгам, отставляют заявки в вашей внутренней системе. Заведите статусы, статистику по дедлайнам, срокам, активности людей, финансам, кто сколько заработал, сделайте графики, фиксируйте информацию о заказчиках, ведите архив проектов, сделайте сводку текущих, что в работе и т.д. и т.п. насколько позволит фантазия, руки и средства.

Портфолио, лого, хостинг

Заведите себе сайт-визитку и загружайте туда примеры работ, опишите кратко кто вы, что вы, ваш регламент работы, может быть типовые услуги.

Не пишите шаблонных фраз про «молодую развивающуюся компанию» и прочее в таком духе. Сделайте узнаваемый логотип и имя – размещайте его в своих работах по возможности.

На поддоменах вашего портфолио или ресурса можно держать тестовые версии сайтов, если вдруг у заказчика не окажется хостинга.

Негативные отзывы это хорошо?

Никогда не грейте себе и людям мозг на эту тему и перестаньте бояться негативных отзывов. Зачастую они могут сыграть вам на руку, с вашим комментарием или без. Не всегда и всем можно угодить. Не всегда и всё может получаться. Люди могут ошибаться, заказчики могут быть неадекватными или не в настроении и далее по длинному списку. Проблемы стоит решать по мере их поступления.

Здесь главное одно — положительных отзывов должно быть всегда больше чем отрицательных. Про остальное можете забыть.

Всесторонняя специализация

Ограничьте круг и стек технологий, CMS, архитектур с которыми вы работаете и работайте только с ними. Если работаете в команде – запишите публичный список кто в чём наиболее опытен по 5 бальной шкале, что кому наиболее интересно, это важно, ссылки на наиболее интересные предыдущие проекты, за рамками команды, если были, контакты (skype, телефон) ваших сотоварищей. Узнайте, готов ли ваш сотоварищ подписать договор с заказчиком, если то потребуется и у вас нет ООО. Может ли он предоставить скидку? Скажем в размере 10-20% если заказчик железно отдаст вам проект в течении 24 часов?

Работы «за рамками» вашей общей деятельности не стоит загружать в ваше новоиспечённое портфолио. Пусть оно будем не густым на первых порах, но будет действительно вашим.

Никогда ни привлекайте посторонних людей для работы над проектами. Вы можете иметь толпу человек, набранных на фрилансе по определённым параметрам, но это должны быть именно набранные вами люди, постоянно находящиеся в вашей команде, проявляющие какую-то как минимум периодическую активность, имеющие с вами общие интересы, пусть и только денежные и соблюдающие ваш регламент.

 

Заведите групповые чаты, флудилку (если работаете в команде)

Если вы не сделаете этого сами – люди будут писать в другие места, ЛС, группы, обсуждать политоту, девушек, котиков, ржаку и прочее везде где можно и нельзя и никакими ограничениями вы этот вопрос не решите.

Под профильные вопросы, по заказам – заведите отдельную группу. Нарушителей удаляйте из неё, делайте предупреждения.

Регламент для всех

Чётко определите свой регламент и придерживайтесь его. Скажем, что не работаете после 6 вечера и в выходные. На часах 18:00 и пожара на мониторе нет – отключайтесь и идите заниматься другими вещами. Не зависимо во сколько вы сегодня встали, спали ли до обеда и сколько сегодня работали часов. Работа по 12-14 часов в день удалённо не даст вам больших результатов, а только принесёт проблемы со здоровьем и, как это ни странно, заказчиками. Ориентироваться стоит на результат. Забудьте про офисный регламент, он здесь не работает по всех отношениях.

Если работаете в команде – сделайте его публичным и требуйте его соблюдения. Беспощадно удаляйте людей, кто нарушает важные пункты из него, или любой пункт, смотря какой у вас регламент, скажем момент с дедлайнами, или отгрузку кода на ваш сервер раз в 3 дня и пр. Они не исправятся, а очередной проваленный проект, из-за того, что скажем человек работал почти сугубо на localhost, а потом попал в больницу на месяц (реальный пример), только усугубит ситуацию и без того натянутые отношения, а чтобы не было лишних вопросов, новичкам ставьте условие – или работаем так, или нам не по пути исходно.

Могут быть и дополнительные условия. Возьмём такой пункт. Срываешь срок? Жмёт дедлайн? Значит тебя по умолчанию могут заменить другим человеком или убрать из команды, или потребуется ввести штраф из бюджета, чтобы нормально уложиться.

Площадки

Начните с одного места, затем расширяйтесь по мере необходимости. Скажем с freelansim. Затем перейдите на fl, weblancer, freelance. Как установитесь в СНГ – Upwork. Если уверены в своих силах и не особо любите «наших» – начните с Upwork.

Грамотно заполните везде профили, подгружайте новые работы в портфолио, укажите цены, контакты, пройдите тесты. Если работаете в команде – так и укажите, избежите лишних и не нужных вопросов.

Дополнительные услуги

Предлагайте поддержку в течении 3 месяцев после сдачи проекта, с возможностью подкрутки чего-то нового крупного за отдельную плату. Подпишитесь на партнёрскую программу с хостингом, который вам нравится и предлагайте его заказчику, если он будет нужен. Уже упомянутую ранее скидку, если видите таковое возможным.

Постоянные заказчики и предложенные проекты

Момент довольно очевидный – по мере роста вашей популярности будет расти и поток предложенных проектов и проектов от постоянных заказчиков. Их стоит всегда ставить в приоритет. Где-то и денег могут предложить больше, чем в любом «обычном» проекте, а в перспективе и вовсе сможете ограничиться сотрудничеством только с небольшим кругом лиц если дела пойдут хорошо.

148